Основы рукоделия

 Основы рукоделия. Часть 1

Народное искусство создавалось и видоизменялось на протяжении столетий в непосредственной и глубокой связи с жизнью и бытом народа.  В его создании и развитии большую роль играли природные условия быта, хозяйства, культуры, торговых связей, соседских отношений. Благодаря многим поколениям мастеров у каждого народа сложились свои собственные самобытные способы изготовления и оформления бытовых изделий, одежды и украшений.

Орнаментальные мотивы. Народные вышивки издавна славятся разнообразием узоров, оригинальностью их расположения и утонченностью цветовых решений, которые создавались на протяжении столетий в зависимости от географических, исторических и культурных условий.

Человек, живший постоянно среди природы, наблюдавший за нею, уже в глубокой древности научился создавать несложные узоры, условные знаки-символы, которыми он выражал свое восприятие окружающего мира и отношение к непонятным явлениям природы. Каждая линия, каждый знак были полны понятного ему смысла, были одним из средств общения.

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой линией – воду,  а вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурами в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанной с почитанием земли  влаги. Восточнославянское божество Берегиня, или Мокошь,  считалось покровительницей воды, хозяйства, семейного очага и рукоделия.

Деревья с раскидистыми ветвями и фигура в виде лягушки обозначали плодородие земли: травы, цветы, кусты и деревья назывались «волосами земли». Посланницей солнца, тепла и света, символом счастья и радости считалась в древности птица,  сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли «жизнедающее светило» — солнце, приносили счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала «древо жизни». Ромб с продольными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п.

Многие знаки-узоры не только украшали одежду, жилище и предметы обихода, но должны были охранять, защищать, оберегать человека и его хозяйство от злых духов, приносить счастье. Поэтому называли их оберегами и наносили на более видные и открытые места одежды, предметов и построек. Оберег на одежде, по поверью, предохранял человека на его жизненном пути от дурного глаза и болезни, удара молнии и других несчастий. Со временем первоначальные представления наших предков – древних охотников, рыболовов и землепашцев – о фигурах-символах были утрачены и превратились в декоративные мотивы, украшающие наш быт теми или иными типами узоров, наиболее распространенных в разных местностях нашей страны.

Со временем отдельные фигуры видоизменялись, усложнялись, сочетались с другими формами, создавали узоры-рисунки. Так возникли орнаменты – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы. Основное назначение орнамента украсить поверхность предмета, подчеркнуть его форму. Ритмическое повторение одного или нескольких элементов (мотивов) орнамента называется р а п п о р т о м.

По своим мотивам орнамент может быть:

-  геометрический, состоящий из различных геометрический элементов;

-  меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меандр;

-  растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;

-  животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;

-  птичий, составлен из стилизованных фигур птиц;

-  человекообразный, с изображением человеческих фигур и полуфигур;

-  шрифтовый (вязь), напоминающий стилизованные надписи, встречается в среднеазиатских вышивках.

Язык каждого орнамента тесно связан с историей и культурой народа, его восприятием окружающей среды. Создатели орнаментов все время обращались к природе, используя увиденное, не копировали его, а перерабатывали, упрощая (стилизуя) и сохраняя самое характерное, наиболее близкое национальному характеру, местным особенностям, эстетическим вкусам, понятием о красоте.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Статьи. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>